Российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай – когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение – арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Можно подавать документы, затребованные инспекцией, по частям.

В пределах установленного срока подавать документы в инспекцию не обязательно сразу одной пачкой, можно и частями. Налоговое законодательство никаких ограничений по этому поводу не содержит. В пункте 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ сказано лишь, что представить документы нужно в течение 10 рабочих дней (20 рабочих дней – для консолидированной группы). А как это делать – в полном объеме сразу или по частям – налогоплательщик вправе решать сам. Главное, чтобы последняя часть документов поступила в инспекцию до того, как истечет срок.

Если не успеваете исполнить требование о представлении документов частично, нужно обратиться в инспекцию и получить отсрочку.

С 1 октября 2015 года утратит силу порядок, по которому нужно предоставлять реестры таможенных деклараций

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 мая 2015 года № 82н

О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 мая 2010 года № 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций»

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 5) п р и к а з ы в а ю:

1. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 мая 2010 г. № 48н «Об утверждении порядка представления реестров таможенных деклараций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2010 г., регистрационный номер 18323; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 37).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2015 года, но не ранее дня его официального опубликования.